Четверг, 23.11.2017, 17:45

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » История развития этикета

Немного о развитие этикета
   С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы пове­дения для того, чтобы облегчить себе жизнь. По­жалуй, без них нельзя было выжить даже в пер­вобытнообщинном обществе. 
   Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных пра­вил поведения появился одновременно с возник­новением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования.
                                                                                             
   Первоначально эти правила были едиными, то есть они регламентировали одновременно юри­дические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким обра­зом, этикет в этот период времени не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, ре­гулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть этих об­щих правил. 
   Разумеется, подобные правила были ненаписанными и негласными, они рождались из есте­ственной потребности всего коллектива и регу­лировались им. Хранителями подобных знаний были старейшины.
   Чуть позже, когда общество перешло на но­вый этап своего развития, нормы этикета выде­лились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Правда, это были не спе­циальные своды правил, а различные упомина­ния о них в художественных произведениях.
   Уже в древних египетских, римских руко­писях, гомеровской «Одиссее» говорится о пра­вилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламенти­рованы взаимоотношения высших и низших со­словий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
                                                                                               
   Нарушение этих правил влекло за собой тя­желые последствия: совершить поступок, руко­водствуясь только собственными желаниями, означало предать и тем самым исключить себя из своего племени, своего сообщества.
   В древних шумерских литературных текстах были изложены первые правила поведения, ко­торые, по мнению шумер, были завещаны чело­веку богами, поэтому их необходимо неукосни­тельно выполнять.
   В древнескандинавском памятнике литерату­ры «Эдде» содержатся не только подробное опи­сание поведения за столом, но и правила произ­несения тостов. О культуре поведения за столом упоминает в своем произведении «Искусство любить» древнеримский поэт Овидий.
   Кодекс принятых норм поведения невольно отражал тенденции развития общества: уклад жизни, мировоззрение людей, классовые раз­личия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал вне­шнюю жизнь общества: взаимоотношения с дру­гими государствами.
   Первое свидетельство появления политичес­кого, или дипломатического этикета - письмен­ный договор о мире, выгравированный на сереб­ряной пластинке, который был заключен египет­ским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г. Несмотря на то, что египтяне проиграли войну, Хаттушилю Третьему было выгодно иметь в лице Египта своего союзника, поэтому он подписывает мир­ный договор.
   Таким образом, дипломатический (политичес­кий) этикет появился раньше всех остальных разновидностей этикета.
   Огромное значение межгосударственным отношениям придавали в Древнем Египте. Перего­воры проводились в торжественной обстановке в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились по­слы — представители правительства государства в других странах.
    В Древней Греции послы носили специаль­ные жезлы, которые свидетельствовали об их представительской миссии — это так называе­мые «жезлы Гермеса».
    На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы и два переплетен­ных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. Послы были знатоками международного этикета, очень часто именно от их знания поли­тической обстановки и правил, принятых в дан­ной стране, зависела участь переговоров.
    В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Так, например, в честь при­ема иностранных послов в Риме устраивались празднества, а при отъезде обе стороны обмени­вались подарками.
   Средние века богаты всевозможными трак­татами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
   Первоначально этикет регламентировал пра­вила поведения людей, принадлежащих к выс­шему обществу. Таким образом, возникает еще одна разновидность этикета — придворный этикет.
                                                                                               
   В 1204 году появилась книга «О правилах поведения» («Дисциплина клерикалис»), написан­ная испанским автором Петроусом Альфонси. Это первый памятник общегражданского этикета.
   На основе этого сочинения были составлены многие последующие книги по этикету. Вначале это были книги о правилах поведения придвор­ных. Затем появились и книги, предназначенные для более широкого круга читателей. Эти книги содержали правила поведения за столом, учили правильно вести беседу, принимать гостей и т. д. Одной из таких книг стала изданная в Гамбурге в 1716 году «Книга о вежливом поведении и дос­тойном обхождении как с высокими и почтенны­ми персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам». Автором этой книги был Менантес.
   В период раннего средневековья законодате­лем этикета являлась церковь, позднее эта фун­кция постепенно перешла в светские руки.
   
Категория: История развития этикета | Добавил: AnDrEiKa163 (10.03.2010)
Просмотров: 8474 | Теги: с чего начал развитие этикет, Развитие этикета | Рейтинг: 3.7/14