С древнейших времен люди вынуждены были соблюдать определенные правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытнообщинном обществе.
Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определенных правил. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что этикет как свод определенных правил поведения появился одновременно с возникновением первобытного человеческого общества как необходимое условие его существования. Первоначально эти правила были едиными, то есть они регламентировали одновременно юридические, экономические, кровнородственные, религиозные и нравственно-этические отношения. Им подчинялись все члены общины. Таким образом, этикет в этот период времени не выступал самостоятельно, отдельно от других правил, регулирующих общественную жизнь первобытного коллектива, а представлял собой часть этих общих правил.
Разумеется, подобные правила были ненаписанными и негласными, они рождались из естественной потребности всего коллектива и регулировались им. Хранителями подобных знаний были старейшины.
Чуть позже, когда общество перешло на новый этап своего развития, нормы этикета выделились в самостоятельные правила и стали фиксироваться письменно. Правда, это были не специальные своды правил, а различные упоминания о них в художественных произведениях.
Уже в древних египетских, римских рукописях, гомеровской «Одиссее» говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго регламентированы взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин.
Нарушение этих правил влекло за собой тяжелые последствия: совершить поступок, руководствуясь только собственными желаниями, означало предать и тем самым исключить себя из своего племени, своего сообщества.
В древних шумерских литературных текстах были изложены первые правила поведения, которые, по мнению шумер, были завещаны человеку богами, поэтому их необходимо неукоснительно выполнять.
В древнескандинавском памятнике литературы «Эдде» содержатся не только подробное описание поведения за столом, но и правила произнесения тостов. О культуре поведения за столом упоминает в своем произведении «Искусство любить» древнеримский поэт Овидий.
Кодекс принятых норм поведения невольно отражал тенденции развития общества: уклад жизни, мировоззрение людей, классовые различия. Со временем появился не только бытовой этикет, но и политический. Он регулировал внешнюю жизнь общества: взаимоотношения с другими государствами.
Первое свидетельство появления политического, или дипломатического этикета - письменный договор о мире, выгравированный на серебряной пластинке, который был заключен египетским фараоном Рамзесом Вторым и хеттским царем Хаттушилем Третьим в 1278 г. Несмотря на то, что египтяне проиграли войну, Хаттушилю Третьему было выгодно иметь в лице Египта своего союзника, поэтому он подписывает мирный договор.
Таким образом, дипломатический (политический) этикет появился раньше всех остальных разновидностей этикета.
Огромное значение межгосударственным отношениям придавали в Древнем Египте. Переговоры проводились в торжественной обстановке в соответствии с огромным количеством правил и сложных ритуалов. Со временем появились послы — представители правительства государства в других странах.
В Древней Греции послы носили специальные жезлы, которые свидетельствовали об их представительской миссии — это так называемые «жезлы Гермеса».
На верхушке жезла, обвитого лавром, были прикреплены крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. Послы были знатоками международного этикета, очень часто именно от их знания политической обстановки и правил, принятых в данной стране, зависела участь переговоров.
В Древнем Риме политический этикет был развит еще больше. Так, например, в честь приема иностранных послов в Риме устраивались празднества, а при отъезде обе стороны обменивались подарками.
Средние века богаты всевозможными трактатами, дающими советы и рекомендации на все случаи жизни. Не обошлось здесь и без трактата о поведении, о том, что требуется от каждого воспитанного человека: учтивость и вежливость.
Первоначально этикет регламентировал правила поведения людей, принадлежащих к высшему обществу. Таким образом, возникает еще одна разновидность этикета — придворный этикет.
В 1204 году появилась книга «О правилах поведения» («Дисциплина клерикалис»), написанная испанским автором Петроусом Альфонси. Это первый памятник общегражданского этикета.
На основе этого сочинения были составлены многие последующие книги по этикету. Вначале это были книги о правилах поведения придворных. Затем появились и книги, предназначенные для более широкого круга читателей. Эти книги содержали правила поведения за столом, учили правильно вести беседу, принимать гостей и т. д. Одной из таких книг стала изданная в Гамбурге в 1716 году «Книга о вежливом поведении и достойном обхождении как с высокими и почтенными персонами, так и с дамами, а также о том, каким образом дама может соблюсти вежливость по отношению к нам». Автором этой книги был Менантес.
В период раннего средневековья законодателем этикета являлась церковь, позднее эта функция постепенно перешла в светские руки.
|