Понедельник, 25.09.2017, 16:33

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » История развития этикета

Основные направления этикета
   Говорят о существовании двух основных на­правлений этикета, которые достаточно обособ­лены друг от друга.
   Первое направление — европейское. Оно ориентировано, прежде всего, на внешнюю сто­рону жизни человека. Европейский этикет рег­ламентировал лишь то, что по тем или иным причинам запрещалось, считалось недопустимым для культурного человека. Таким образом, куль­турный человек, руководствуясь определенны­ми правилами поведения, все же получал воз­можность для раскрытия своей собственной ин­дивидуальности.
   Восточный этикет гораздо больше стремит­ся к ритуальности, не допускает никаких откло­нений от общепринятой нормы. Каждое сказан­ное слово, каждый поступок оценивается с точ­ки зрения этой нормы.
   Русь достаточно долгое время жила замкну­то и практически не имела контактов с восточ­ными и европейскими странами. Это обстоятель­ство, естественно, отразилось на культурной жизни страны. Уклад жизни был патриархальным.
   Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. При­ведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не по­зволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не оста­новитесь в пути, везде напойте и накормите вся­кого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Боль­ного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»
   Позже, в первой половине XVI века, в Рос­сии была написана «Книга, называемая Домостро­ем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служан­кам». Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, — «Домо­строй» — до сих пор известно каждому русско­му человеку. Автор «Домостроя» разработал сво­еобразный кодекс поведения горожанина, осно­ванный на справедливом,и гуманном отношении людей друг к другу. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести до­машнее хозяйство, как встречать гостей и нано­сить ответные визиты и т. д. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
   В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Пет­ра I была издана книга «Юности честное зерца­ло, или показа к житейскому обхождению, со­бранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в свет­ском обществе и в обычных житейских ситуациях.
   Молодой дворянин должен был быть прежде всего честным, с уважением относиться к окру­жающим, почитать родителей. «В первых наипа­че всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках дер­жать, а перед ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных в сторо­не стоять...»
   Отдельная глава была посвящена поведению детей в обществе и дома. Приведем в качестве примера еще одну цитату из вышеуказанной кни­ги, которая касается манеры поведения человека и его походки: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на лю­дей косо взглядовать, но прямо, а не согнув­шись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообраз­ным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».
    Впоследствии книга «Юности честное зерца­ло...» неоднократно переиздавалась в XVIII веке и позднее. С течением времени этикет все боль­ше и больше подвергался европейскому влиянию. Уже во времена царствования императрицы Анны доминирующим стало французское влия­ние. Признаком хорошего воспитания считалось безупречное владение французским языком, поэтому для воспитания своих детей приглашали французских гувернеров. В крупных городах по­явились французские парикмахеры, модистки, открылись лавки с модной одеждой. Все истинно русское, национальное стало восприниматься как крепостное, рабское. Такое влияние было доста­точно сильным вплоть до Отечественной войны 1812 года, когда сильны стали патриотические настроения. После отмены крепостного права в 1861 году многие сословные различия отошли на второй план. В это время этикет становится дос­тоянием более широкого круга людей. Крестья­не в своей повседневной жизни тоже руковод­ствовались особыми правилами, которые имели в своей основе патриархальные традиции. Глав­ным в крестьянской семье считался старший по возрасту мужчина, к нему относились с боль­шим уважением и почтением. Право первому сесть за стол принадлежало главе семьи. В Санкт-Пе­тербурге в 1890 году была опубликована книга «Жизнь в свете, дома и при дворе».
   Октябрьская революция 1917 года резко из­менила представления о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, так­тичность, владение иностранными языками ста­ли считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом про­тиворечили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а жен­щины — прекрасными дамами. Все стали това­рищами. Большая часть интеллигенции (т. е. вос­питанных людей, живущих в соответствии с пра­вилами этикета и нравственными нормами) была вынуждена уехать за границу. В последнее вре­мя соблюдение этикета стало необходимым для успешного существования человека в обществе.
Категория: История развития этикета | Добавил: AnDrEiKa163 (12.03.2010)
Просмотров: 2613 | Рейтинг: 5.0/2