Говорят о существовании двух основных направлений этикета, которые достаточно обособлены друг от друга.
Первое направление — европейское. Оно ориентировано, прежде всего, на внешнюю сторону жизни человека. Европейский этикет регламентировал лишь то, что по тем или иным причинам запрещалось, считалось недопустимым для культурного человека. Таким образом, культурный человек, руководствуясь определенными правилами поведения, все же получал возможность для раскрытия своей собственной индивидуальности.
Восточный этикет гораздо больше стремится к ритуальности, не допускает никаких отклонений от общепринятой нормы. Каждое сказанное слово, каждый поступок оценивается с точки зрения этой нормы.
Русь достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны. Уклад жизни был патриархальным.
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. Приведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, — «Домострой» — до сих пор известно каждому русскому человеку. Автор «Домостроя» разработал своеобразный кодекс поведения горожанина, основанный на справедливом,и гуманном отношении людей друг к другу. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты и т. д. Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.
В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.
Молодой дворянин должен был быть прежде всего честным, с уважением относиться к окружающим, почитать родителей. «В первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них всем телом не выглядывать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступя позади оных в стороне стоять...»
Отдельная глава была посвящена поведению детей в обществе и дома. Приведем в качестве примера еще одну цитату из вышеуказанной книги, которая касается манеры поведения человека и его походки: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит».
Впоследствии книга «Юности честное зерцало...» неоднократно переиздавалась в XVIII веке и позднее. С течением времени этикет все больше и больше подвергался европейскому влиянию. Уже во времена царствования императрицы Анны доминирующим стало французское влияние. Признаком хорошего воспитания считалось безупречное владение французским языком, поэтому для воспитания своих детей приглашали французских гувернеров. В крупных городах появились французские парикмахеры, модистки, открылись лавки с модной одеждой. Все истинно русское, национальное стало восприниматься как крепостное, рабское. Такое влияние было достаточно сильным вплоть до Отечественной войны 1812 года, когда сильны стали патриотические настроения. После отмены крепостного права в 1861 году многие сословные различия отошли на второй план. В это время этикет становится достоянием более широкого круга людей. Крестьяне в своей повседневной жизни тоже руководствовались особыми правилами, которые имели в своей основе патриархальные традиции. Главным в крестьянской семье считался старший по возрасту мужчина, к нему относились с большим уважением и почтением. Право первому сесть за стол принадлежало главе семьи. В Санкт-Петербурге в 1890 году была опубликована книга «Жизнь в свете, дома и при дворе».
Октябрьская революция 1917 года резко изменила представления о жизни. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины — прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть интеллигенции (т. е. воспитанных людей, живущих в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами) была вынуждена уехать за границу. В последнее время соблюдение этикета стало необходимым для успешного существования человека в обществе.
|