Родиной светского этикета по праву считают Италию, так как именно в этой стране, начиная с XIV века, правила поведения стали строго регламентироваться. Во многом это было вызвано началом эпохи Возрождения и напрямую связанным с ним повсеместным расцветом науки и искусства. Из этой страны этикет распространился в другие страны: Францию, Германию, Англию. Для других стран был характерен достаточно низкий уровень массовой культуры: везде царили грубость, невежество и ханжество. До середины XVI века Франция, Англия и Германия находились под влиянием Италии. Но позднее стали формироваться собственные поведенческие кодексы, разработанные в соответствии с национальными особенностями и обычаями этих стран. Законодательницей моды и этикета со второй половины XVI века стала Франция, это было вызвано не только политическим могуществом страны, но и расцветом науки, культуры и моды. Изысканные манеры и модная одежда стали своеобразным символом времени. Со вступлением на французский престол короля Людовика XIV развитие этикета во Франции достигло своего апогея. Людовик XIV заботился о блеске и роскоши своего двора: был разработан очень строгий подробный кодекс правил поведения для придворных. Например, никто не имел права начать разговор с королем, не получив на то особого разрешения. Даже монархи не имели права нарушить требования придворного этикета, столь строги они были. Расписано было абсолютно все: от пряжек на обуви и прически до церемонии приема гостей. Во время многочисленных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям раздавали специальные карточки, которые назывались «этикетки». На них были написаны правила поведения. С этого времени этикет стали воспринимать как определенный ритуал. Следовать сложным правилам этикета было не просто, поэтому появились специальные люди — церемониймейстеры, которые хорошо знали эти правила и помогали остальным ориентироваться в них. В XVII веке нравы французского двора представляли собой смесь галантности, почтительности и некоторой фамильярности. Мужчины снимали шляпы в знак приветствия. Однако затем вновь надевали ее, не снимали шляпу даже во время визитов, в ней можно было находиться и за столом. Места за столом занимали согласно своему положению и титулу. Рассаживались в один ряд. Самый знатный и уважаемый человек садился в конце стола и не имел соседей справа. С левой стороны от него садился следующий по знатности человек и т.д. Хозяин дома занимал то место, которое соответствовало его положению при дворе и титулу. Во время застолья принято было произносить тосты. Причем мужчины обязательно снимали шляпу и становились на колено во время его произнесения. После того, как бокал был опустошен, вновь надевали шляпу и садились за стол. Весьма популярен был в это время эпистолярный жанр. Письма составляли, руководствуясь особыми правилами. Так, например, общепринятыми формами обращения были «сударь» и «сударыня» (даже муж и жена, отец и дочь и т. д. называли так друг друга). Широко было распространено обращение на «вы». «Ты» говорили знатные люди прислуге, а также король своим фаворитам. Как мы уже писали, этикет формировался под влиянием различных факторов. Немаловажное значение имел политический строй, уровень развития культуры и искусства, внешняя и внутренняя политика и многое другое. После Французской революции придворный этикет был существенным образом переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты» и т. д. В Германии в начале XVI века Эразмом Роттердамским было написано сочинение, посвященное правилам поведения детей, «Гражданство обычаев детских».
В этой книге подробно описывались правила поведения детей в школе, дома, церкви, гостях, за столом. Так, например, в главе о посещении гостей написано: «Что надо делать, когда приглашают на пир? Приходить не поздно, а в условленный час; не подобает привести с собою пса или гостя незваного. Если какую печаль имеешь на сердце, то оставь ее. Когда тебе предложат лучшее место, сначала откажись, если же будут принуждать, тогда уважь пригласившего и сядь там, где просили, сначала руки помыв и ногти обрезав. Нож имей острый, чтобы не мял, а резал, не махай руками и не болтай ногами, не режь стол и не коли тарелки. Если что на землю упадет, сего к устам не подноси. Больших кусков руками не бери, но пользуйся ножом...» Объемная глава посвящена умению одеваться: «Должно ли быть особое радение о красоте одежд? Должно, поскольку риза — что второе тело человека, в ней образ мысли отражаться может».
|