Суббота, 22.07.2017, 11:38

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » Статьи » История развития этикета

Полноценное развитие этикета
                                  
   Родиной светского этикета по праву счита­ют Италию, так как именно в этой стране, начи­ная с XIV века, правила поведения стали строго регламентироваться. Во многом это было вызва­но началом эпохи Возрождения и напрямую свя­занным с ним повсеместным расцветом науки и искусства. Из этой страны этикет распространился в другие страны: Францию, Германию, Англию. Для других стран был характерен достаточно низкий уровень массовой культуры: везде цари­ли грубость, невежество и ханжество. До сере­дины XVI века Франция, Англия и Германия находились под влиянием Италии. Но позднее стали формироваться собственные поведенческие кодексы, разработанные в соответствии с нацио­нальными особенностями и обычаями этих стран. Законодательницей моды и этикета со второй половины XVI века стала Франция, это было вызвано не только политическим могуществом страны, но и расцветом науки, культуры и моды. 
                                  
   Изысканные манеры и модная одежда стали своеобразным символом времени.
   Со вступлением на французский престол ко­роля Людовика XIV развитие этикета во Фран­ции достигло своего апогея. Людовик XIV забо­тился о блеске и роскоши своего двора: был раз­работан очень строгий подробный кодекс правил поведения для придворных. Например, никто не имел права начать разговор с королем, не полу­чив на то особого разрешения. Даже монархи не имели права нарушить требования придворного этикета, столь строги они были. Расписано было абсолютно все: от пряжек на обуви и прически до церемонии приема гостей.
   Во время многочисленных и изысканных при­емов у короля Людовика XIV гостям раздавали специальные карточки, которые назывались «этикетки». На них были написаны правила пове­дения. С этого времени этикет стали восприни­мать как определенный ритуал.
   Следовать сложным правилам этикета было не просто, поэтому появились специальные люди — церемониймейстеры, которые хорошо знали эти правила и помогали остальным ориен­тироваться в них.
В XVII веке нравы французского двора пред­ставляли собой смесь галантности, почтительно­сти и некоторой фамильярности. Мужчины сни­мали шляпы в знак приветствия. Однако затем вновь надевали ее, не снимали шляпу даже во время визитов, в ней можно было находиться и за столом. Места за столом занимали согласно своему положению и титулу. Рассаживались в один ряд. Самый знатный и уважаемый человек садился в конце стола и не имел соседей справа. С левой стороны от него садился следующий по знатнос­ти человек и т.д. Хозяин дома занимал то место, которое соответствовало его положению при дво­ре и титулу. Во время застолья принято было произносить тосты. Причем мужчины обязатель­но снимали шляпу и становились на колено во время его произнесения. После того, как бокал был опустошен, вновь надевали шляпу и сади­лись за стол.
   Весьма популярен был в это время эписто­лярный жанр. Письма составляли, руководству­ясь особыми правилами. Так, например, обще­принятыми формами обращения были «сударь» и «сударыня» (даже муж и жена, отец и дочь и т. д. называли так друг друга).
   Широко было распространено обращение на «вы». «Ты» говорили знатные люди прислуге, а также король своим фаворитам.
   Как мы уже писали, этикет формировался под влиянием различных факторов. Немаловаж­ное значение имел политический строй, уровень развития культуры и искусства, внешняя и внут­ренняя политика и многое другое. После Фран­цузской революции придворный этикет был су­щественным образом переработан, например, было отменено принятое ранее обращение на «вы», всем следовало говорить только «ты» и т. д. 
   В Германии в начале XVI века Эразмом Рот­тердамским было написано сочинение, посвященное правилам поведения детей, «Гражданство обычаев детских».
                                                                         
   В этой книге подробно описы­вались правила поведения детей в школе, дома, церкви, гостях, за столом. Так, например, в гла­ве о посещении гостей написано: «Что надо де­лать, когда приглашают на пир? Приходить не поздно, а в условленный час; не подобает приве­сти с собою пса или гостя незваного. Если какую печаль имеешь на сердце, то оставь ее. Когда тебе предложат лучшее место, сначала откажись, если же будут принуждать, тогда уважь при­гласившего и сядь там, где просили, сначала руки помыв и ногти обрезав. Нож имей острый, чтобы не мял, а резал, не махай руками и не болтай ногами, не режь стол и не коли тарелки. Если что на землю упадет, сего к устам не подноси. Больших кусков руками не бери, но пользуйся ножом...» Объемная глава посвящена умению оде­ваться: «Должно ли быть особое радение о кра­соте одежд? Должно, поскольку риза — что вто­рое тело человека, в ней образ мысли отражать­ся может».
Категория: История развития этикета | Добавил: AnDrEiKa163 (12.03.2010)
Просмотров: 2011 | Рейтинг: 3.0/2