Согласно правилам этикета, услуги оказывают лишь тогда, когда есть в них необходимость или при обращении с просьбой об услуге, т. е. оказание услуг ограничено определенными условиями. Благодарность за услугу обязательна, но в последнее время благодарность превратилась чуть ли не в зависимость. Попросив об услуге, человек чувствует, что должен отплатить за нее, а иногда и боится обратиться с просьбой, не зная, как расплатиться потом с человеком.
По всеобщему мнению, за услугу нужно платить услугой, даже друзьям, но не потому, что долги всегда нужно отдавать, а исходя из высоких нравственных ценностей. Не следует дарить дорогие подарки из благодарности за услугу или, что еще хуже, предлагать деньги. Этим можно только обидеть человека, тем более если этот человек — близкий друг. Точно так же не следует ждать благодарностей: открыть дверь, помочь донести тяжелую сумку, показать дорогу — все это можно сделать просто так.
Услугу можно оказать чисто из вежливости, но иногда тот, кто оказывает ее, преследует какие-то корыстные цели. О бескорыстной услуге можно говорить лишь в том случае, если она оказывается близкому человеку. Услуга человеку, который выше по положению, воспринимается обычно не просто как вежливость, а как услужливость.
Бывают такие случаи, когда услугу выполнить невозможно. Что делать в таких случаях? Если существуют какие-либо причины и обстоятельства, из-за которых оказание услуги затруднительно, следует вежливо отказать, сказав откровенно: «У меня нет возможности сделать это» или «К большому сожалению я не могу этого сделать». Вежливый отказ гораздо лучше, чем невыполненное обещание.
|